Заказать звонок
EVOLUTE Ринг
Липецк
+7 (4742) 50-07-07
Липецк , ул. Московская, стр. 34


Подписывайтесь на официальный Telegram-канал EVOLUTE

Узнавайте первым новости первого электромобиля России

Положительный заряд

Глобальный рынок электромобилей стремительно растет. В 2022 г., по данным Международного энергетического агентства (МЭА), их было реализовано более 10 млн штук, и, по прогнозу этой организации, в этом году их продажи увеличатся на 35%, до 14 млн единиц. Если в 2020 г. доля новых электромобилей на рынке составляла 4%, то в 2021 г. — 9%, в 2022-м — 14%, а в 2023 г. данный показатель дойдет до 18%, подсчитали аналитики МЭА.

Российский рынок электрокаров находится в глобальном тренде, отмечают эксперты. Продажи новых электромобилей (без учета гибридов) за девять месяцев 2023 г. выросли на 425,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По итогам трех кварталов текущего года было продано 8300 новых электромобилей против 1600 годом ранее, рассказала директор Национального агентства промышленной информации (НАПИ) Татьяна Арабаджи.

Динамика рынка электрокаров впечатляет, говорит автоэксперт и радиоведущий Игорь Моржаретто. «В этом году в России перейден рубеж в 20 000 проданных за все годы новых электромобилей, включая гибриды, в следующем году цифра повысится в полтора раза», — прогнозирует он. Это очень серьезный рост, отмечает эксперт, но не надо забывать, что есть эффект низкой базы. Продажи электрокаров в России сейчас — всего лишь 1,5% рынка: 20 000 легковых электромобилей на фоне более миллиона машин с ДВС, которые будут проданы в целом в этом году, погоды не делают.

По итогам десяти месяцев 2023 г. модели EVOLUTE (российская автомобильная марка, под которой производятся электромобили из машинокомплектов китайской корпорации Dongfeng, производство локализовано на заводе компании «Моторинвест» в Липецкой области) разошлись тиражом в 1546 экземпляров. В настоящий момент продуктовая линейка включает в себя седан i-PRO, кроссоверы i-JOY и i-SKY, а вскоре модельный ряд пополнят еще две новинки: минивэн i-VAN, ориентированный преимущественно на использование в корпоративных и коммерческих целях, а также динамичный кроссовер i-JET премиум-класса, рассказали в компании «Моторинвест».

Сегодня Россия наращивает обороты в электромобильной индустрии. В стране уже есть компании, которые производят такой транспорт и инвестируют средства в развитие отрасли, выпускаются отечественные зарядные станции для электромобилей, отмечает руководитель федерального проекта «Парки России» Сергей Буторин. «Тем не менее это новое для нас направление. И рынок, по большому счету, в прошлом году только начал запускаться, до этого продажи электрокаров выглядели своего рода экзотикой. И этот рынок необходимо развивать, чтобы спрос среди населения способствовал расширению производительности транспорта будущего, коим и являются электроавтомобили», — добавил он.

Объемы продаж такой техники в России существенно меньше, чем во многих европейских странах, не говоря уже о продажах в Китае, рассказала Арабаджи. Кроме того, на российском автомобильном рынке по-прежнему преобладают автомобили с двигателем внутреннего сгорания (ДВС), несмотря на впечатляющий рост продаж электрокаров. Но прогресс есть: доля электромобилей в продажах новых легковых автомобилей по итогам трех кварталов 2023 г. достигла 1,2%, годом ранее она составляла всего лишь 0,3%.

При этом государство активно поддерживает развитие российского рынка электромобилей. Так, на сайте EVOLUTE сообщается, что Минпромторг предоставляет государственную субсидию на приобретение электромобилей данной марки в размере 35%, но не более 925 000 руб. от стоимости. Субсидию можно использовать в случае покупки машины в кредит или в лизинг для уплаты первоначального взноса.

Росту продаж электромобилей в России способствуют и другие меры поддержки, такие как бесплатная парковка или «нулевой» транспортный налог, отмечает зампредседателя комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров. «В Москве, например, во многих местах можно бесплатно зарядить свой электромобиль», — привел он пример.

Также Федоров обращает внимание на то, что взрывной рост происходит и в секторе отечественного электроавтомобилестроения: в 2022 г. в нашей стране собрали 2 000 автомобилей, в этом году данный показатель составит уже 18 000, а в 2024 г. прогноз — 36 000 единиц автотранспорта. «Перед нами стоит задача не только максимально локализовать производство, но и получить по итогу полностью российский электромобиль», — прокомментировал сенатор.

Аргументы и факторы

«Мы занимаемся электромобилями с 2018 г., спрос растет экспоненциально, в среднем на 20−30% в год», — рассказал руководитель автосалона VOYAH/EVOLUTE компании «БОВИД» Денис Кушанашвили. Среди драйверов роста на электрокары он выделяет подорожание топлива, а также освещаемость в СМИ самого принципа эксплуатации и конечных выгод по электрическим автомобилям.

Развитие данного рынка в России сейчас идет не по оптимальному пути, отметил вице-президент ассоциации «Российские автодилеры» Алексей Подщеколдин. В Стратегии развития автопрома России до 2035 г. через 8 лет доля электромобилей в РФ прогнозируется на уровне 15%, но эта цифра нереалистична, считает эксперт. Если взять пример США, где электромобили уже активно продвигаются более 20 лет (первый успешный электромобиль GM EV1 был создан в 1996 г., а Tesla основана в 2003 г.), нынешняя доля — всего около 7%. «Текущая доля рынка электромобилей в России менее одного процента, и непонятно, что именно позволит поднять ее столь стремительно», — заключил Подщеколдин.

Впрочем, полагают эксперты, серьезный рост спроса на электрокары могут обеспечить корпоративные покупатели. Их доля, по словам Арабаджи, выросла с 19,5% по итогам 9 месяцев прошлого года до 29% по итогам аналогичного периода 2023 г., когда было продано 2 400 корпоративных электромобилей (в 2022 г. было 300 штук). «Больше 70% такой техники, приобретенной корпоративными покупателями, были взяты в лизинг. Электромобили активно приобретали парки такси и каршеринговые компании. Но пока подавляющее большинство автомобилей в такси, каршеринге — это автомобили с ДВС», — отметила эксперт. При этом она считает, что сейчас корпоративные владельцы, в том числе таксопарки и каршеринговые компании, тестируют электромобили, насколько они удобны в плане сервисного обслуживания, зарядки, эксплуатации в зимних условиях, какой реальный запас хода на одной зарядке, время зарядки и т. д.

«Еще пару лет назад корпоративные клиенты только присматривались к гибридным и электрофицированным автомобилям, а сейчас они уже готовы вкладываться в развитие зарядной инфраструктуры на своих площадях, вместе с покупкой машин попутно сразу запрашивают оригинальные зарядные устройства», — рассказал Кушанашвили.

Моржаретто полагает, что целый ряд организаций «пересадит» своих руководителей и сотрудников на электромобили: первая ласточка была еще весной 2023 г., когда Минприроды объявило о том, что закупит электрокары для сотрудников центрального аппарата. «Не исключаю, что будут пересаживаться, например, целые ведомства московского правительства, потому что город активно пропагандирует продукцию завода „Москвич“, который, в частности, выпускает электромобили», — отметил Моржаретто.

Арабаджи считает основными драйверами роста рынка новых электрокаров принятую правительством концепцию по развитию производства и использованию электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 г., включение такой техники в программы льготного автокредитования и льготного лизинга, развитие зарядной инфраструктуры, особенно в регионах, где реализуются соответствующие пилотные проекты, а также старт производства российских электромобилей Evolute и «Москвич».

Глас народа

Пример поддержки регионов привел губернатор Липецкой области Игорь Артамонов. «Нашу область можно назвать флагманом развития экологического транспорта, — отметил он. — У нас успешно работает завод по выпуску электрокаров марки Evolute, признанной электромобилем № 1 в России. Это долгосрочный проект. Он реализуется в рамках Специального инвестконтракта (СПИК), который рассчитан на 11 лет. Удобство и экономичность липецких электрокаров оценили многие. К примеру, машины марки Evolute применяются в сервисах такси в ряде российских городов». По словам Артамонова, в ближайшее время будет запущен проект по созданию электротакси в Липецке. В региональном бюджете предусмотрена субсидия на покупку электрокаров для такси: в этом году — 20 млн руб., в следующем — 50 млн руб., причем за каждый купленный таксопарком автомобиль Evolute область компенсирует до 350 000 руб. «Разумеется, требуется и развитие инфраструктуры. Мы создаем сеть зарядных станций. Электрозаправочные станции есть не только в городах, но и в муниципалитетах», — рассказал губернатор.

Частный бизнес в целом тоже готов к электрификации автотранспорта. «Мы начали работать с брендом Evolute в сентябре 2023 г. и сразу же обрели несколько корпоративных клиентов — компании, которые ищут оптимальные решения, считают экономику транспортных расходов», — прокомментировал директор по развитию ГК ИТС-Авто (Ижевск) Вячеслав Маслов. По его словам, интерес потребителей к электрокарам связан с тем, что начинает появляться инфраструктура, люди видят автомобили на ЭЗС, кроме того, растут цены на топливо — как на бензин, так и на дизель. «В целом интерес растет. В Перми и Кирове нет дилеров: много людей нам звонит оттуда», — отметил Маслов.

«Нам нравится работать с электрическими автомобилями», — рассказал директор волгоградского такси «АТП № 1» Дмитрий Почевалов. В первую очередь это снижение затрат, пояснил он, причем не столько на топливо (газ не сильно дороже), сколько на сервисные услуги. В отличие от машин с ДВС нет необходимости каждые 10 000−15 000 км проводить замену масла и фильтров, не надо тратиться на обслуживание ходовой части (трансмиссия, коробка передач, сцепление), меньше износ колодок и дисков. При этом, по словам Почевалова, для развития рынка коммерческого электротранспорта остро не хватает стабильной оптовой цены на электричество. «Тарифы на заправках зашкаливают, — пояснил предприниматель. — У нас в Волгограде 15−20 руб. за киловатт, в Москве — уже 22 руб. Это при том, что тариф для населения — в районе 5 руб. И регулирование в данном плане отсутствует полностью, операторы электрозаправок выставляют те цены, которые хотят».

«Я уверен, что доля рынка к 2030 г. будет составлять не менее 15% от всех продаж новых авто», — заявил председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. При этом он добавил, что пока не все регионы приняли льготы при уплате транспортного налога, не все готовы в законах субъектов решить вопрос по бесплатным парковкам и доступу на выделенные полосы. Важно рекомендовать чиновникам электромобили в качестве служебного транспорта, считает Зотов.

Электрозаправки отсутствуют у парков и мест массового отдыха, обратил внимание Буторин. По его мнению, при их наличии стал бы действовать эффективный принцип коллаборации, когда люди могут и подзарядить свою машину, и погулять в парке. «Подобная практика может также внести свою составляющую в популяризацию данной темы. Таким образом, подход к развитию электромобильной индустрии должен быть разносторонним и комплексным», — заключил эксперт.

Следует признать, что сейчас есть диспаритет между количеством электромобилей и существующей «заправочной» инфраструктурой, отметил Федоров: в России действует порядка 8 000 зарядных станций, а нужно как минимум 140 000, потому что по прогнозам к 2030 г. количество электромобилей в стране достигнет уровня в 1,4 млн единиц, каждое четвертое авто будет электрическим. Но при этом сенатор оптимистичен. «Россети», «РусГидро» и другие компании вкладываются в организацию электрических зарядных станций по всей стране. И мы очень надеемся на такое же стремительное развитие рынка инфраструктуры, как и самих электрокаров. К примеру, уже сложно представить популярную АЗС без как минимум одной «зарядки», многие новые многоквартирные дома вводятся в эксплуатацию уже с зарядными станциями, в частном секторе также много установок", — рассказал он.

Источник: «Ведомости»